Движения глаз в НЛП

Милтон Эриксон, один из тех, кто стоял у истоков НЛП, первым обратил внимание на то, что движения глаз особым образом связаны как с репрезентативной системой человека, так и с текущим мыслительным процессом. Эти движения получили названия ключей глазного доступа.

Движения глаз  условно можно разделить на две оси: вертикальную и горизонтальную. Вертикальная ось показывает нам текущую модальность, в которой человек мыслит. Взгляд вверх, непосредственно перед собой и вниз отражает, соответственно, визуальную, аудиальную и кинестетическую модальность.
Горизонтальная ось, то есть лево и право, отображает, когда человек конструирует событие (лево), а когда вспоминает (право). В этом случае «левая» и «правая» сторона указана с позиции смотрящего на человека (с позиции самого человека все, естественно, наоборот).
Для того, чтобы понимать движения глаз, нужно остслеживать их по обеим осям. Например, при сочинении музыки человек будет смотреть влево и перед собой (аудиальная, конструирование), а когда будет вспоминать, как выглядела его мама в детстве – вправо и вверх( визуальная, воспоминание).
Ниже на картинке вы можете видеть карту того, какие мыслительные процессы происходят в человеке в зависимости от того, куда он смотрит.
Глазодвигательные паттерны в НЛП

Критика использования ключей глазного доступа

Использование ключей глазного доступа требует огромной тренировки. Ведь вам необходимо налету интерпретировать слова собеседника, соотносить их с движениями глаз, делать поправку на его особенности и т.д.
Но на практике оказывается, что зачастую, даже тренируясь в поте лица, далеко не всегда можно понять и правильно выявить соответствие между движением глаз и задействуемой репрезентативной системой. Причин тому может быть несколько: Дело в том, что глазодвигательные реакции в их стандартной интерпретации работают только на правшей. У левшей все с точностью наоборот, и в ином случае и не с точностью.
То есть для того, чтобы правильно откалибровать движения глаз, необходимо как минимум узнать, правша или левша тот человек, движения глаз которого вы пытаетесь откалибровать. Более того, и этого порой недостаточно. Ведь правши бывают переученными, и пишут вроде как правой, но глазодвигательные реакции иные. Учитывая все вышеозначенные нюансы, использование ключей глазного доступа возможно лишь с хорошо знакомыми вам людьми. В работе же с другими людьми их можно использовать лишь в качестве дополнительного инструмента.

Исследование на людях

Студенты факультета психологии БГУ (Минск, Беларусь) провели эксперимент – задавали случайным людям вопросы и наблюдали за тем, как двигаются их глаза во время ответа. Смотрите, что из этого получилось:

Если вам важно еще лучше понимать других людей, то мы приглашаем вас на курс “Е-НЛП Практик” в Минске.